Резюме предыдущих лекций
Сегодня мы продолжаем лекции на тему Вкус свободы. На прошлых лекциях мы рассматривали историю, описанную в Упосатха-сутте Палийского канона. В ночь полнолуния Будда сидел, окруженный большим числом учеников (бхиккху). Они сидели не час и не два часа, а целую ночь, в полном молчании. Никто не двигался, никто не произносил ни звука.
К восходу солнца что-то произошло с одним из учеников, и Будда решил объяснить: что такое буддизм? Традиционно считалось, что буддизм – это Дхамма (точнее Дхамма-Виная). Эти два слова можно перевести как принцип (или теория) и практика. Но Будда в ту ночь не ответил интеллектуальным способом. Он использовал образ и сказал, что Дхамма-Виная - это океан, великий и могучий океан. У этого океана есть странные и чудесные качества, и точно также у Дхамма-Виная есть странные и чудесные качества. Эти качества ученики (бхиккху) видят снова и снова, и, видя эти качества, они радуются.
Одно из этих странных и чудесных качеств - это вкус свободы. Его можно выразить с помощью стиха:
Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхаммы вкус один.
И это вкус свободы.
В последней лекции мы начали рассматривать, что такое свобода. Этот вопрос стоит задать себе иногда.
Обычно люди считают, что нужно достаточно денег, чтобы быть свободным, тогда мы сможем купить то, что хотим (хорошую машину, дорогую одежду, последний айфон).
Или ещё пример. Одна девушка говорила мне, что ей нужно много денег, чтобы быть свободной от семьи. Тогда она сможет сама решать, что ей делать.
Это хороший вопрос для нас: что такое свобода?
Палийское слово, которое мы переводим как свобода, это - вимутти. Его также можно перевести как освобождение, избавление, раскрепощение. Но чтобы лучше понять, как это слово использовал Будда, стоит увидеть, какое место занимает вимутти на духовном пути в целом.
Для этого во время последней лекции мы рассмотрели двенадцать восходящих нидан (буквально - звеньев), стадий духовного развития. Каждая следующая стадия возникает от полного развития предыдущей. Это большое учение. Я здесь лишь кратко перечислю двенадцать нидан и далее буду говорить о некоторых из них.
В зависимости от страдания возникает вера,
в зависимости от веры возникает радость,
в зависимости от радости возникает восторг,
в зависимости от восторга возникает покой,
в зависимости от покоя возникает блаженство,
в зависимости от блаженства возникает сосредоточение или самадхи,
в зависимости от сосредоточения возникает «знание-видение вещей такими, как они есть»,
в зависимости от «знания-видения вещей такими, как они есть» возникает отстранение,
в зависимости от отстранения возникает бесстрастие,
в зависимости от бесстрастия возникает свобода (вимутти),
в зависимости от свободы возникает знание о разрушенности ашрав (ментальных ядов).
Здесь мы видим, что свобода (вимутти) занимает очень высокое место на духовном пути. Это предпоследняя стадия перед знанием о разрушенности ашрав, которое является синонимом Просветления. И вимутти означает нечто отличное от того, что мы обычно понимаем под словом свобода.
На этой лекции мы попробуем глубже понять, как возникает свобода. Для этого мы рассмотрим предшествующие стадии пути по спирали.
Вспомним:
в зависимости от восторга возникает покой,
в зависимости от покоя возникает блаженство,
в зависимости от блаженства возникает сосредоточение (самадхи).
Эти четыре стадии представляют собой то, что мы обычно переживаем во время медитаций: восторг, покой, блаженство, самадхи. Мы проходим их, когда медитация является действительным опытом высшего состояния ума и сознания. На языке пали они известны вместе как саматха (удовлетворенность, безмятежность, умиротворенность).
Следующий стадия после сосредоточения (самадхи) - это «знание-видение вещей такими, как они есть». Она очень важна. Переход от самадхи к «знанию-видению вещей такими, как они есть» - это наиболее важное изменение, которое происходит на пути по спирали.
Тонкое переживание обусловленного, взаимно блаженное и прекрасное переживание мира в самадхи преображается в первый опыт випассаны, который нельзя объяснить иначе, чем влиянием Необусловленного или Запредельного.
Можно сказать, что «знание-видение вещей такими, как они есть» - это випассана, проникновение или инсайт. Это первая стадия запредельного пути, а четвертая стадия – это вимутти. Между ними находятся стадии отстранения и бесстрастия.
Что мы здесь можем увидеть? Можно сказать, что нет свободы без «знания-видения вещей такими, как они есть». Свобода невозможна для слепого, омраченного неведением человека.
На традиционном буддийском языке переход от самадхи к «знанию-видению вещей как они есть», от саматхи к випассане, называется вхождением в поток, который ведёт в Нирвану.
Есть ещё один способ об этом сказать. Буддисты говорят, что мы входим в поток, когда прорываем первую, вторую и третью оковы. Всего этих оков десять. Здесь прорываем первых три. Освобождаясь от этих оков, мы прорываем нашу привязанность к нижнему уровню существования на колесе жизни, где есть больше страдания, чем счастья. Это грубые уровни мирского существования.
Когда мы освобождаемся от первых трех оков, мы становимся арья-пудгала, благородным человеком. Сангхаракшита, переводя это слово на современный язык, говорил, что мы становимся «подлинной личностью» или «подлинным индивидуумом».
Поэтому можно сказать, что только подлинный индивидуум или подлинная личность может быть свободным. И наоборот. Если вы хотите быть свободным, вам нужно стать подлинной личностью, подлинным индивидуумом.
Поэтому для нас важно глубже понять эти три оковы. Далее в лекциях, следуя за Сангхаракшитой, мы рассмотрим их в современных доступных и понятных терминах. Так мы сможем увидеть, как можно работать с оковами в повседневной жизни. Но как первый шаг я дам описание этих оков, которое принято в традиционном буддизме.
Первая окова на санскрите называется саткая-дристи (на пали саккая-дитхи). Её можно перевести как «фиксированное представление о собственном Я» или «фиксированное представление о себе». Это значит, что мы верим себе такими, какими мы сейчас есть. Мы верим, что наше Я это данность, и что нет ничего превосходящего эту данность. Если же мы сталкиваемся с высшим и запредельным, то думаем, что не можем его достичь. Можно сказать, что мы не верим в действительности, что мы можем изменить себя.
Иногда случаются маленькие разрывы, когда можем проникнуть за границы того, что мы сейчас есть. Но большую часть времени мы находимся в узких эгоистических границах и не видим ничего иного. Возможно, мы верим, что мы - это наше тело, наш рациональный ум и наши чувства. И мы думаем, что это реально, и нет ничего за пределами этого опыта.
Таким образом действует первая окова. И нам нужно разорвать её, чтобы прийти к более широким измерениям существования.
Вторая окова - вичикитса на санскрите (вичикичча на пали), это можно перевести как скептическое сомнение. Это не значит добросовестное сомнение, которое ищет Истину, отказываясь от заблуждений, такое сомнение в буддизме считается полезным и даже необходимым.
Вичикитса означает скептицизм, который ничему не хочет верить, сомнение во всем, и это сомнение никогда ничем не удовлетворяется. Это такое отношение с миром, когда мы ничего не знаем о нём и не хотим что-либо узнать.
Я это знаю по своему опыту очень хорошо. Когда я говорю незнакомым людям, что я буддист, они говорят: жизнь трудна и сложна, все плохо, я страдаю. Они хотят получить что-нибудь, чтобы жизнь стала немного лучше. Но когда я говорю даже несколько слов о том, что можно сделать, чтобы жизнь стала чуть-чуть лучше, они не хотят это слышать.
Это хороший живой пример того, что такое скептическое сомнение. С ним тоже нужно разобраться, чтобы входить в поток.
Третья окова на санскрите – шилаврата-парамарша (на пали – шилаббата-парамаса). Это привязанность или цепляние к обрядам, моральным правилам и религиозным ритуалам.
Можно сказать, что если мы слишком хороши, то мы не можем стать Просветленными. Это не значит, что можем стать Просветленными, если мы просто плохи. Но если мы думаем, какой я хороший, как я чист, какой я святой человек, такое высокомерие - это окова.
Или если мы думаем, что люди, не следующие наставлениям, которым мы следуем, ничтожны и греховны, если мы думаем, что мы особенны и отличаемся от других, тем самым мы сильно привязываемся к третьей окове.
Такие взгляды возникают оттого, что мы видим моральные правила и наставления как самоцель, но не видим, что за пределами этих правил находится истинная цель. Это третья окова.
В заключение я отвечу на вопрос, который люди иногда задают: эти оковы нужно разрывать одну за другой?
Нет. Мы разрываем их все вместе. Это не три отдельных явления, а три способа посмотреть на одно духовное переживание. Если во время медитации, если мы чувствуем себя глубоко сосредоточенными, мы можем вспомнить каждую из трех оков, понять, что каждая из них значит, и стараться видеть их вместе. Тогда можно видеть то, что существует за пределами каждой из них, что является их источником, и какое запредельное переживание родится, когда мы эти оковы разорвали. Это дает нам доступ к другому измерению реальности.
Мы рассмотрели три оковы с традиционной для буддизма точки зрения. В следующих лекциях, следуя Сангхаракшите, мы рассмотрим каждую из оков отдельно, в терминах, которые нам ближе нам, потому что это объяснение сделано западным человеком. Благодаря этому мы можем видеть, что можно сделать в повседневной жизни каждый день, каждую минуту, чтобы эти оковы ослабить и разорвать, чтобы сделать большой шаг на пути к вимутти, свободе в подлинном смысле этого слова.