Коренные идеалы буддизма в совокупности известны как Три Драгоценности, или Три Сокровища. Это Будда, Дхарма и Сангха. Именно сделав эти три вещи центральными принципами своей жизни, человек становится буддистом.

Будда

Будда означает как исторического Будду, так и идеал состояния Будды.

Дхарма

Дхарма главным образом обозначает учения Будды или истину, которую он познал. У слова «Дхарма» много значений, но наиболее важно значение непосредственной Истины (как пережитой просветленным умом) и буддийских учений как Истины, выраженной посредством языка и мышления. Во втором значении Дхарма – это учение, которое появилось, когда Будда впервые рассказал о своем понимании в словах и передал его другим в Сарнатхе, в Северной Индии. Это событие обычно называют «Первым поворотом Колеса Дхармы», а Колесо Дхармы с восемью спицами стало известным символом буддизма.

Кроме этого, под Дхармой понимается целый свод писаний, которые составляют буддийский канон. Они включают записи, сделанные при жизни Будды (известные как Палийский канон), более поздние писания и письменные учения тех людей, которые достигли Просветления столетия спустя. Собранный воедино, канон во много сотен раз больше Библии и представляет собой литературные источники беспримерной ценности. Он включает такие работы как Дхаммапада, Алмазная Сутра и Тибетская книга мертвых.

Другое значение слова «Дхарма» - практики, которые описываются в писаниях. Несмотря на обилие источников, сущность буддизма очень проста: поиск путей к преобразованию себя. Ее можно описать в таких словах: «учиться поступать хорошо, прекратить поступать плохо, очищать сердце» (как говорится в Дхаммападе).

Сангха

Третья из Трех Драгоценностей – Сангха, или духовная община. Буддизм – не абстрактная философия или вероучение, это образ жизни, и следовательно, он обретает смысл только в конкретных людях. Поэтому буддисты придают большое значение дружеским отношениям с теми, кто следует по тому же пути, теми, кто воплощают его цель. В этом, самом широком значении, под Сангхой понимаются буддисты всего мира и те, которые жили раньше или будут жить после нас. На практике это обычно относится к тем буддистам, с которыми мы действительно взаимодействуем.

Так как буддизм – это путь, некоторые люди продвинулись на нем больше, чем другие, и особенным уважением пользуется линия великих Учителей минувших тысячелетий. Более того, идеалы буддизма находят воплощение в архетипических личностях, известных как Бодхисаттвы. Например, Авалокитешвара – это воплощение Сострадания, и его изображают с четырьмя, восемью или тысячей рук, которые он протягивает для помощи живым существам; Манджушри – воплощение Мудрости, которое изображается с мечом, отсекающим неведение. Бодхисаттвы и другие просветленные Учителя известны под названием Арья–Сангха, или община Благородных Существ.