Однажды ночью Будда сидел на свежем воздухе в лесу. Это было полнолуние. Вокруг него сидело большое количество учеников. Всю ночь они сидели вместе, не двигаясь.

К восходу что-то произошло с одним из учеников. Из-за этого возник вопрос: что такое буддизм? Что такое Дхамма? Точнее, что такое Дхамма-Виная (теория и практика)?
 
Будда ответил посредством образа. Дхамма-Виная - это океан, могучий и великий океан со странными и чудесными качествами. Одно из этих качеств - вкус свободы:
 
Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхаммы вкус один.
И это вкус свободы.
 
В наших лекциях мы уже рассматривали тему свободы и место свободы на духовном пути. И стало ясно, что нам нужно рассмотреть духовный путь в целом. Чтобы это сделать, мы начали рассматривать учение о Пути по спирали, состоящем из 12 нидан (звеньев цепи или стадий).
 
Кроме этого мы рассмотрели две ниданы Колеса Жизни (которое также состоит из 12-ти нидан). Это - ощущение и жажда (страстное желание).
 
Как мы видели, если существует ощущение, возникает жажда (страстное желание). Это пример циклической обусловленности.
 
Также мы видели, что Путь по спирали начинается с духкхи, которую можно перевести как неудовлетворённость. Можно точнее сказать, что он начинается с осознанной неудовлетворённости.
 
Если существует духкха (неудовлетворённость), возникает шраддха. Её мы можем перевести как вера, и даже как доверие. Но лучше думать, что это наш эмоциональный отклик на духовные ценности.
 
Если мы не реагируем на ощущение с жаждой, это выход от циклической обусловленности.
 
Это можно выразить и по-другому. Можно сказать, что если существует духкха, возникает шраддха.
 
Это два способа выразить одно и то же духовное переживание.
 
Неделю назад мы видели, что если существует шраддха, возникает радость. Мы нашли смысл жизни и поэтому радостны. Благодаря нашей практике мы стали поступать более искусно, и это также даёт нам радость в жизни.
 
Если существует радость, возникает восторг (на санскрите это прити, на пали - пити). Другой перевод на русский - экстаз. Он также возникает, когда мы видим красивую природу, выдающееся художественное произведение. Или во время медитации.
 
Восторг переживается нами и на ментальном уровне и на физическом. У нас могут волосы стоять дыбом, появляться слезы в глазах, мурашки на коже. Это очень приятно.
 
Если существует восторг, возникает покой (на санскрите прашрабдхи, на пали - пассаддхи). Другой перевод — это умиротворение. Почему именно покой? Потому что успокоились все физические проявления восторга, и мы переживаем его только на ментальном уровне.
 
Разница между стадиями восторга и покоя объясняется традиционно. Образ восторга - это слон, который входит небольшой пруд, по размерам сравнимый с самим слоном.
 
Образ покоя - это слон, входящий в большую реку. Его погружение вряд ли можно заметить. На этой стадии расширилась наша способность содержать переживание, и это состояние называется покоем.
 
Если существует покой, возникает блаженство (на санскрите и на пали это - сукха). Мы чувствуем яркое счастье, все наши эмоциональные энергии текут вместе, в одном направлении.
 
Сухкха - это очень мощное состояние. В нём нет отрицательных эмоций или блокированных энергий, нет конфликта между эмоциями, нет конфликта между разными частями себя. Можно сказать, что наши энергии освободились от отрицательных эмоций, они текут в одном направлении, и мы переживаем блаженство.
 
Итак, существует разница между отрицательными эмоциями и нашими энергиями, и, следовательно, мы можем отделить их друг от друга.
 
Если существует блаженство, возникает самадхи. Это знакомый термин, мы его рассматривали несколько недель назад, когда исследовали идею свободы.
 
Самадхи - санскритское слово. Оно означает сосредоточение. Не в смысле фиксированного внимания, когда мы сосредотачиваемся на объекте силой воли. Наоборот, это состояние сознания, когда все наши энергии едины. Они продолжают течь вместе, и мы естественно сосредоточиваемся на объекте.
 
Сангхаракшита говорил, что сосредоточенный ум - это счастливый ум, а также что счастливый ум – это сосредоточенный ум. Или даже, что сосредоточенный человек - это счастливый человек, и что счастливый человек – это сосредоточенный человек.
 
На эту тему есть история из палийского канона. Будда жил отшельником. На своём пути он встречал много разных людей - царей, богачей, торговцев, убийц, отшельников других традиций, пастухов, проституток и обычных людей. Однажды он встретился с царем, и они стали обсуждать вопрос: кто из них двоих счастливее?
 
Царь утверждал, что, конечно, это он. Он сказал, что у него есть много жён, богатство, много еды, красивая одежда, армия и т.д.
 
«А что у тебя есть?» - спросил он у Будды.
 
Будда показал чашу для подаяния и затем спросил: «Можете ли вы сидеть здесь без движения целый час, и постоянно переживать полное счастье?»
 
Царь подумал немного: «Наверное, да».
 
«Можете ли вы сидеть шесть часов?»
 
«Это немного труднее».
 
«Можете ли вы сидеть целый день и целую ночь, и постоянно переживать полное счастье?»
 
И признал царь, что, конечно, он не может.
 
Тогда Будда сказал: «Я могу сидеть здесь без движения семь дней и семь ночей и постоянно переживать полное счастье. Поэтому я считаю себя счастливее».
 
И это существенно, что самадхи (сосредоточение) возникает только здесь, на середине пути, на 7-й стадии.
 
Здесь нужно подчеркнуть важность подготовки к медитации. Медитирующему необходимо осознание духкхи, нужны шраддха, радость, восторг, покой, сухкха и самадхи.
 
Это объясняет важность практики нравственности как основы для практики медитации. Если человек в практике медитации чувствует себя перед стеной, чувствует, что у него что-то блокировано, ему нужно более внимательно рассмотреть свою практику на нравственном уровне.
 
Также чтобы практика медитации проходила хорошо, нужно достаточно спать, есть здоровую еду и, конечно, не употреблять алкоголь и наркотики.
 
Затрудняют практику медитации постоянное получение информации, прослушивание музыки и беспорядочная навигация по интернету.
 
Сегодня мы рассмотрели ещё четыре стадии Пути по спирали. Эти стадии связаны с медитацией. Их можно сравнить их с четырьмя дхьянами мира форм (четырьмя этапами медитативного сосредоточения). Каждый из них более интенсивный, более приятный, чем предыдущий.
 
На самадхи заканчивается мирская часть пути. Со следующей лекции мы будем рассматривать его запредельную часть.
 
Это ещё шаг вперед. И он начинается со «знания-видения вещей такими, как они есть».