Мы начинаем с цитаты:

Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхармы вкус один.
И это вкус свободы.
 
Сегодняшняя лекция называется «Вкус свободы». Мы будем рассматривать эту тему несколько недель. То, что мы будем слушать, основано на лекции, которую прочитал Сангхаракшита в 1979 году. Это весьма старая лекция, но для Сангхаракшиты – не очень старая, поскольку за 10-15 лет до этого он прочёл много лекций в Англии. И его идеи, которые находятся в этой лекции, довольно хорошо развиты.
 
Лекция начинается с вопроса: «Что такое буддизм?». Это хороший вопрос для всех.
 
В Париже, где я жил семь лет, мне часто задавали этот вопрос: «Что такое буддизм? Это религия или философия?». И любили обсуждать этот вопрос целую ночь.
 
Сангхаракшита отметил, что время от времени буддизм называется «восточной философией» или даже «восточным мистицизмом». Иногда называется «системой нравственности». Я заметил, что православные в России, говоря о буддизме, часто называют его системой нравственности, созданной человеком, подразумевая, что буддизм не создан богом.
 
Есть другой ответ. Это – духовный путь. Или – просто духовная традиция. В буддизме также есть понимание, что разные школы разных направлений – это разные ветви буддизма.
 
Если вспомнить наших друзей во Франции, что можно даже сказать, что буддизм – это религия.
 
Сангхаракшита отмечает, что за последние 100-150 лет в ответ на вопрос «Что такое буддизм?» его стали называть просто «буддизмом». Слушатели лекции очень смеялись, когда он это произнес.
 
До тех пор, когда буддизм стал известен как просто «буддизм», то, что мы сейчас называем буддизмом, обозначали другим словом – Дхарма. Или Дхамма-Виная.
 
Дхамма – часто переводится как закон или учение. А Виная – как монашеская дисциплина. Сангхаракшита переводит эти слова как Принципы и Практика, духовные Принципы и духовная Практика.
 
Но, чтобы вернуться к источнику, стоит спросить, что сказал Будда по этому поводу. Будда говорил о Дхамма-Виная. На вопрос «Что такое Дхамма-Виная?» Будда ответил не посредством определения, а с помощью образа. Это не идея, и не что-то абстрактное, а именно образ.
 
Это вообще очень интересный вопрос. Какие образы мы выбираем, чтобы описать нашу практику Дхармы?
 
Будда сказал, что Дхарма-Виная похожа на океан, великий океан, могучий океан. Это можно прочесть в тексте, который находится в Палийском каноне, в собрании «Юдана». Это одно из самых ранних собраний текстов. Слово «Юдана» буквально значит «выдох». В этом собрании текстов Будда учит в состоянии вдохновения. Сутты Юданы можно воспринимать как высказывания, которые выходят из просветленного сознания.
 
Есть сутта Юданы, где Будда говорит о Дхамма-Винае.
 
Сангхаракшита начал с середины сутты.
 
Наступила глубокая ночь, но Будда сидел на свежем воздухе. Была ночь полнолуния. Его окружало большое количество бхикху. Бхикху обычно переводится как «монах» или «брат». Но можно более буквально переводить это слово как «участник».
 
Все они уходили из дома и вели бездомную жизнь, чтобы иметь возможность находиться рядом с Буддой. Если бы Будда жил сейчас, возможно такие участники могли бы слушать его учение прямо по скайпу, и не нужно было бы переходить к бездомной жизни. Но 2600 лет назад такой возможности не было, поэтому они жили вместе с Буддой.
 
Сутта рассказывает, что они сидели в совершенном молчании. Не час или два, а целую ночь. Не произнося ни одного слова, и даже не двигаясь. Может быть они медитировали вместе. Но когда люди достигли таких уровней развития, им возможно даже не нужно медитировать в формальном смысле. Поэтому достаточно сказать, что они сидели целую ночь.
 
Сутта рассказывает, что к восходу произошло определенное событие (мы его пропустим), в результате которого Будда решил дать описание Дхамма-Виная и сравнил Дхамму-Виная с великим и могущественным океаном.
 
У этого океана есть восемь странных и чудесных качеств. И у Дхамма-Виная есть восемь странных и чудесных качеств.
 
Какие это качества, мы узнаем на следующей неделе. Но одно из них мы можем угадать или узнать, если вслушаемся в стихотворение:
 
Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхармы вкус один.
И это вкус свободы.