Аудиокнига «Вкус свободы - сущность учения Будды», Суваннавира
Прочтение: Сергей Каменщиков
Читать на PDF «Вкус свободы - сущность учения Будды», Суваннавира
Свобода (вимутти на пали) рассматривается в книге как фундаментальное качество Дхаммы (учения Будды). Именно Дхамма может дать человеку возможность полного и всеобъемлющего постижения свободы (освобождения). Этой теме был посвящён цикл лекций, прочитанных Суваннавирой в Москве с августа 2018 года по март 2019-го для членов сангхи «Триратна» в Москве. Его содержание основано на лекции «Вкус свободы», прочитанной Сангхаракшитой в 1979 году в Лондоне. Однако по ходу чтения Суваннавира, ориентируясь на потребности слушателей, некоторые понятия Дхаммы рассмотрел более подробно.
Введение
• Книга "Вкус свободы - сущность учения Будды" написана Суваннавирой (Андрей Пашкевич)
• Первое издание вышло в 2020 году
• Книга основана на лекциях, прочитанных Суваннавирой в Москве с 2018 по 2019 год
Содержание и структура
• Лекции основаны на лекции "Вкус свободы" Сангхаракшиты, прочитанной в 1979 году
• Свобода рассматривается как фундаментальное качество Дхаммы
• Книга содержит благодарность Сергею Золотых за редактирование и Катажин Моник за дизайн обложки
Основная идея
• Буддизм - это духовный путь, ведущий к Просветлению
• Дхамма-Виная (Дхамма и Виная) - это принципы и практики, ведущие к просветлению
• Будда сравнивает Дхамма-Виная с океаном, имеющим восемь качеств
Первое качество
• Постепенное обучение и развитие без внезапных скачков
• Переход от одного этапа к следующему происходит естественно
Второе качество
• Ученики не нарушают наставления Будды, даже ценой жизни
• Стабильность и постоянство в духовной жизни
Третье качество
• Изгнание из общины тех, кто не ведёт подлинную духовную жизнь
• Не может быть номинальных членов сангхи
Четвёртое качество
• Потеря прежних имён и кланов при переходе к бездомной жизни
• Люди становятся "отшельниками, сынами Сакьев"
Развитие индивидуальности в духовной общине
• В духовной общине человек теряет национальную идентичность и становится подлинным индивидуумом.
• Будда сравнивает это с системой каст в Индии, где человек теряет своё место в кастовой системе, становясь саманом.
Вкус свободы в учении Будды
• Будда описывает восемь качеств Дхамма-Виная, сравнивая их с океаном.
• Пятое качество: Ниббана неизменна, несмотря на освобождение учеников.
• Шестое качество: Дхамма-Виная имеет вкус свободы.
• Седьмое качество: Дхамма-Виная полна духовных сокровищ.
• Восьмое качество: Дхамма-Виная населена могучими существами.
Странность и чудестность Дхамма-Виная
• Будда жил вдали от океана, и океан казался ему чужим.
• Дхамма-Виная кажется странной и незнакомой, так как она связана с запредельным и трансцендентным.
• Будда и его учение кажутся странными, так как они пришли из другого мира.
Чудесная природа Дхамма-Виная
• Океан чудесен из-за своей обширности и движения.
• Дхамма-Виная полна жизни и движения, постоянно приспосабливается к нуждам живых существ.
• Духовное общение и медитация кажутся чудесными, если воспринимать их как нечто живое и яркое.
Свобода на духовном пути
• Сангхаракшита рассматривает свободу в контексте духовной жизни.
• Свобода в духовной жизни отличается от гражданской или политической свободы.
• Ученики Будды радуются, видя качества Дхамма-Виная вновь и вновь, находя в них что-то новое и интересное.
Разные мнения о свободе в России
• Некоторые считают свободу в материальных благах
• Другие видят свободу в независимости от семьи
• Третьи считают свободу в освобождении от общепринятых правил
Свобода в Дхамма-Виная
• Будда использует выражение vimutti-rasa, что переводится как вкус свободы
• Свобода занимает высокое место в схеме духовного развития
Путь по спирали
• Двенадцать стадий духовного пути, каждая из которых является продолжением предыдущей
• Свобода (вимукти) — предпоследняя стадия, ведущая к Просветлению
Четыре рупа дхьяны
• Восторг, покой, блаженство и самадхи — четыре стадии, представляющие высшее состояние ума
• Переход от самадхи к "знанию-видению вещей такими, как они есть" — глубокое изменение
Три оковы в буддизме
• Первая окова — саткая-дристи, фиксированное представление о собственном Я
• Вторая окова — привязанность к нижним сферам существования
• Третья окова — привязанность к группе, восприятие себя через других людей
Анатта и новый человек
• Анатта означает "не-я", возможность постоянно реализовывать новую самость
• Новый человек действует творчески, не следуя старым шаблонам и привычкам
• Другие люди мешают процессу становления новым человеком, воспринимая нас по-старому
Подлинная личность и член группы
• Будда покинул дом и стал отшельником, оставив социальное положение.
• Подлинный индивидуум характеризуется пятью качествами: осознанность, восприимчивость, ответственность, креативность, непопулярность.
• Подлинный индивидуум и группа часто движутся в разных направлениях.
Оковы и их преодоление
• Первая окова: саткая-дристи, фиксированное представление о себе.
• Вторая окова: вичикитса, отрицательный скептицизм, сомнение во всём, что противоречит собственным взглядам.
• Третья окова: шилаврата-парамарша, привязанность к обрядам и моральным правилам.
Психологические аспекты оков
• Вичикитса переводится как смутность, неясность.
• Шилаврата-парамарша переводится как поверхностность, отсутствие тщательности в действиях.
• Поверхностность возникает из-за разделения сознательного и подсознательного, рационального и эмоционального.
Прорыв оков
• Прорыв оков требует действия единым человеком, с единой волей.
• Сангхаракшита подчёркивает важность интеграции на психологическом уровне через медитацию.
• Оковы нужно разрывать все вместе, как три способа посмотреть на одно духовное переживание.
Три оковы и их преодоление
• Три оковы: страстное желание, ненависть и неведение.
• Оковы можно ослабить и разорвать через творческое действие, ясное мышление и коммитмент.
Путь по спирали
• Путь по спирали — это путь от сансары к нирване.
• Состоит из двенадцати стадий, каждая из которых зависит от предыдущей.
• Движение по пути происходит по закону прогрессивной обусловленности.
Циклическая и прогрессивная обусловленность
• Циклическая обусловленность: процесс действия противоположных факторов без прогресса.
• Прогрессивная обусловленность: взаимодействие факторов, усиливающих друг друга, с постоянным развитием.
Разрыв между ощущением и страстным желанием
• Седьмое звено: ощущение, которое может быть приятным, неприятным или нейтральным.
• Восьмое звено: страстное желание, ненависть или заблуждение.
• Важно оставаться в разрыве между ощущением и страстным желанием.
Духкха, шраддха и радость
• Духкха: неудовлетворенность, которая всегда присутствует в жизни.
• Шраддха: вера, доверие, эмоциональный отклик на запредельное.
• Радость: одна из положительных эмоций, развиваемая через практики поклонения.
Путь по спирали и Колесо Жизни
• Путь по спирали начинается с духкхи (неудовлетворенности) и заканчивается самадхи (сосредоточением).
• Колесо Жизни состоит из стадий, которые мы переживаем в процессе духовной эволюции.
Переход из колеса в спираль
• Если мы реагируем жаждой, колесо жизни продолжается.
• Если мы осознаем духкху, возникает шраддха.
Шраддха и её значение
• Шраддха появляется, когда мы принимаем повседневные переживания с точки зрения обусловленности.
• Шраддха ведет к радости, которая помогает нам стать более спокойными и дружелюбными.
Восторг, покой, блаженство и сосредоточение
• Под влиянием радости возникает прити (восторг), который затем переходит в прашрабдхи (покой).
• Прашрабдхи ведет к сукхе (блаженству), где все эмоциональные энергии текут в одном направлении.
• Под влиянием блаженства возникает самадхи (сосредоточение), где все энергии едины.
Подготовка к медитации
• Медитирующему необходимо осознание духкхи, шраддхи, радости, восторга, покоя, сукхи и самадхи.
• Важно соблюдать нравственность, достаточно спать, есть здоровую пищу и избегать алкоголя и наркотиков.
Запредельный путь
• Под влиянием самадхи возникает "знание-видение вещей такими, как они есть".
• Переход от мирского пути к запредельному совершается через преодоление трех оков: привычки, смутности и поверхностности.
Коммитмент и просветление
• Коммитмент означает посвящение и решительность.
• Преодоление трёх оков ведёт к нирване.
• Просветление неизбежно.
Этапы духовного пути
• Радость ведёт к восторгу, который затем переходит в покой и блаженство.
• Отстранение (нирведа) приходит под влиянием знания-видения вещей.
• Бесстрастие (вайрагья) возникает под влиянием отстранения.
• Свобода (вимукти) приходит под влиянием бесстрастия.
• Знание о разрушенности ашрав (ашраваксаяджяна) приходит под влиянием свободы.
Вкус свободы
• Вкус свободы — это субъективная и объективная свобода от искажений и неверных воззрений.
• Будда говорил о вкусе свободы, сравнивая его с солёным вкусом океана.
• Сангхаракшита подчёркивал, что каждая часть Дхамма-Виная должна иметь вкус свободы.
Дхамма-Виная и свобода
• Дхамма-Виная — это спонтанная последовательность запредельных духовных состояний.
• Свобода — основная характеристика Дхамма-Виная.
• Отсутствие свободы делает учение не частью Дхамма-Виная.
Образ дакини
• Дакини — это фигура, символизирующая свободу.
• Она свободна лететь в любом направлении и наслаждаться вкусом свободы.