Буддизм не обоснуется прочно на Западе до тех пор, пока не научится говорить на языке западной культуры.
Сангхаракшита.
Сангхаракшита попытался провести границу между теми элементами азиатского буддизма, которые являются фундаментальными и универсальными, и теми, которые связаны с конкретным регионом. Однако это не означает, что культурные особенности не имеют значения. Буддизм – не абстрактная философия, он обращается равным образом к сердцу, и к интеллекту, предлагая основу для нового понимания мира и даже для создания новой мифологии. Сангхаракшита верит, что западные буддисты нуждаются в создании новой буддийской культуры, которая была бы чисто буддийской, но говорила на языке Запада.
Это довольно дерзкое заявление, так как и западная культура, и буддизм обширны и в высшей степени разнообразны. И все же он высказывает идею, что ключом к использованию их обоих как аспектов буддийского пути является воображение. Это означает восприятие жизни в ее целостности, в единстве разума и эмоций, через образы и метафоры – как в случае искусства. Воображение – способность, которую можно развивать и утончать, и этот процесс можно связать с традиционными буддийскими принципами веры и мудрости - опытом, выходящим далеко за пределы мышления и чувств.
Искусство в Буддийской Общины Триратна
Искусство высоко ценится в Буддийской Общины Триратна как важная возможность для использования эмоций в духовной жизни и создания связей между традиционным буддизмом и западной культурой. Буддийская перспектива дает позицию для постоянной критики западного искусства. В то же время некоторые величайшие западные художники, поэты и писатели достигли откровений, к которым ведут высшие уровни буддийской практики.
В Буддийской Общины Триратна практикуют многие художники, музыканты, писатели. Некоторые создают традиционные буддийские изображения, которые постепенно становятся более западными по внешнему виду и «ощущению», другие работают в русле западных традиций. В результате за последние годы появилось несколько пьес и музыкальных работ, проводятся ретриты, посвященные искусству, созданы два буддийских центра искусств.
Лондонский буддийский центр искусств в Западном Лондоне предоставляет студии для буддийских художников и скульпторов, помещения для выступлений и дает возможность не только буддистам, но и людям, живущим по соседству, углубить свое понимание искусства. «Центр эволюции, искусств и естественного здоровья», расположенный в Брайтоне, организует многочисленные семинары по искусству и другие мероприятия. Журнал «Urthona» посвящен исследованию искусства с буддийской перспективы. В Индии участники проекта «Асвагоша» знакомят с Дхармой жителей деревень, давая уличные представления и рассказывая буддийские истории.
Для дальнейшего чтения: «Смысл буддизма и ценность искусства» Сангхаракшиты.