Мы продолжаем лекции Вкус свободы. Это 12-я лекция.

Однажды ночью Будда сидел на свежем воздухе в лесу. Это было полнолуние. Вокруг него сидело большое количество учеников. Всю ночь они сидели молча, не двигаясь.
 
К восходу что-то произошло с одним из учеников. Из-за этого возник вопрос: что такое буддизм? Что такое Дхамма? Точнее, что такое Дхамма-Виная (теория и практика)?
 
Ответ Будды был неинтеллектуальным, он ответил посредством образа. Дхамма-Виная - это океан, могучий и великий океан со странными и чудесными качествами. Одно из этих качеств - вкус свободы. Поэтически его можно выразить так:
 
Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхаммы вкус один.
И это вкус свободы.
 
В наших лекциях мы уже рассматривали тему свободы и место свободы на духовном пути. И стало ясно, что нужно рассмотреть духовный путь в целом. Чтобы это сделать, мы изучали учение о Пути по спирали в контексте закона обусловленности.
 
Сангхаракшита считал, что закон обусловленности - это основополагающий принцип буддийского мышления. Несмотря на это, сформулировать его довольно просто.
 
Если наличествует А, возникает Б. Если отсутствует А, Б не возникает.
 
Никакие явления не исключаются из закона обусловленности. Ни на физическом уровне, ни на ментальном. Ему подчинено все, что происходит у нас в теле, в уме и в сердце.
 
Есть два вида обусловленности: циклическая и прогрессивная.
 
Циклическая обусловленность - это процесс действия и противодействия между противоположными факторами (или действия и действия в ответ). Это процесс без настоящего прогресса. Например, счастье и несчастье. Сначала мы чувствуем счастье, затем несчастье, затем опять счастье. Его символ - колесо.
 
Прогрессивная обусловленность - это также процесс взаимодействия, но между факторами, которые усиливают друг друга. Сначала мы чувствуем счастье, затем не несчастье, а восторг, затем блаженство. Другими словами, мы становимся всё счастливее и счастливее... Есть развитие и прогресс. Его символ - спираль.
 
Один способ, которым можно описать прогрессивную обусловленность, это Путь по спирали.
 
Он состоит из двенадцати духовных состояний, духовных переживаний или стадий. Каждая следующая стадия возникает естественно, от полного развития предыдущей.
 
Как мы видели две недели назад, первая стадия Пути по спирали - это духкха. Это слово часто переводят как страдание. Это не означает, что все, что мы переживаем, это страдание. Это не так.
 
Наоборот, буддизм говорит, что мы переживаем приятные ощущения, неприятные и нейтральные, переживаем счастье и несчастье. Но невозможно в жизни сделать так, чтобы испытывать только счастье.
 
Даже если бы нам удалось это сделать, в нашей глубине всегда останется нечто неудовлетворенное. Внутри нас есть нечто, что может быть удовлетворено чем-то более высоким, а не обусловленными мирскими переживаниями.
 
Поэтому духкха лучше переводить как неудовлетворенность.
 
Вторая стадия возникает, если мы открыты к этому, если мы полностью осознаем этот факт. Тогда, когда существует духкха, возникает шраддха.
 
Слово шраддха можно перевести как вера. Но это не очень корректный перевод на русский, потому что у христианства есть определенное значение слова вера, и это значение не совпадает с тем, что это значит в буддизме.
 
Сангхаракшита поэтически определил слово шраддха как что-то запредельное в нас, которое откликается на то, что является запредельным во Вселенной.
 
Но шраддха - это ещё и положительная эмоция, которую мы можем развивать сознательно. Также как мы развиваем метту. И один из способов развития шраддхи — это практики поклонения (например, пуджа).
 
В этой лекции я хочу немного уточнить эти два этапа.
 
Мы уже рассматривали несколько стадий циклической обусловленности. Мы видели, как возникает контакт с внешним миром с помощью наших чувств - пяти обычных чувств и разума (разум в буддизме считается шестым чувством). Если существует контакт, возникает ощущение. Они могут быть приятными, неприятными или нейтральными.
 
Если существует приятное ощущение, обычно возникает жажда или страстное желание. Если ощущение неприятное, возникает ненависть. Что-то приятное мы хотим сохранить и хотим больше. Чего-то неприятного мы хотим избежать. Если ощущение нейтральное, мы переживаем заблуждение. Если такое переживание довольно сильное, мы не знаем, что делать. В жизни нет смысла, нет направления.
 
Как мы видели две недели назад, у нас есть выбор - реагировать или не реагировать на ощущение страстным желанием. Не-реагирование является выходом из циклической обусловленности.
 
Хороший вопрос: как это сделать?
 
Чтобы это понять, нужно обратить внимание на два момента.
 
Первый момент – это учение о двенадцати ниданах, где говорится, что если существует ощущение, возникает жажда или страстное желание.
 
Второй момент – это Путь по спирали, где описано, что если существует духкха, возникает шраддха.
 
Переживание ощущений и переживание духкхи - это одно и то же переживание, которое мы видим с разных точек зрения.
 
С одной точки зрения мы переживаем ощущение (приятные, неприятные и нейтральные). С другой - мы понимаем и принимаем, что не достигнем удовлетворения.
 
Если мы реагируем жаждой (страстным желанием), колесо жизни продолжается согласно закону циклической обусловленности.
 
Но если мы осознаем духкху (неудовлетворенность), если мы не реагируем на ощущение жаждой (страстным желанием), ненавистью или заблуждением, возникает шраддха.
 
Если существует шраддха, возникает радость. Мы нашли смысл в нашей жизни. И благодаря этому мы радостны. Появилось направление жизни для нас. Мы знаем, что можем сделать и получаем то, что удовлетворяет нас в глубинах нашей души.
 
Более того, благодаря нашей духовной практике и нравственности мы стали спокойнее, стали чувствовать себя легче и увереннее.
 
Итак, мы начинаем двигаться по Пути по спирали. Через 2 недели мы продолжим. Четыре следующих этапа больше связаны с опытом медитации.