Вкус свободы - сущность учения Будды

Аудиокнига «Вкус свободы - сущность учения Будды», Суваннавира

Прочтение: Сергей Каменщиков

Читать на PDF «Вкус свободы - сущность учения Будды», Суваннавира

Свобода (вимутти на пали) рассматривается в книге как фундаментальное качество Дхаммы (учения Будды). Именно Дхамма может дать человеку возможность полного и всеобъемлющего постижения свободы (освобождения). Этой теме был посвящён цикл лекций, прочитанных Суваннавирой в Москве с августа 2018 года по март 2019-го для членов сангхи «Триратна» в Москве. Его содержание основано на лекции «Вкус свободы», прочитанной Сангхаракшитой в 1979 году в Лондоне. Однако по ходу чтения Суваннавира, ориентируясь на потребности слушателей, некоторые понятия Дхаммы рассмотрел более подробно.

Введение

• Книга "Вкус свободы - сущность учения Будды" написана Суваннавирой (Андрей Пашкевич)  

• Первое издание вышло в 2020 году  

• Книга основана на лекциях, прочитанных Суваннавирой в Москве с 2018 по 2019 год  

Содержание и структура

• Лекции основаны на лекции "Вкус свободы" Сангхаракшиты, прочитанной в 1979 году  

• Свобода рассматривается как фундаментальное качество Дхаммы  

• Книга содержит благодарность Сергею Золотых за редактирование и Катажин Моник за дизайн обложки  

Основная идея

• Буддизм - это духовный путь, ведущий к Просветлению  

• Дхамма-Виная (Дхамма и Виная) - это принципы и практики, ведущие к просветлению  

• Будда сравнивает Дхамма-Виная с океаном, имеющим восемь качеств  

Первое качество

• Постепенное обучение и развитие без внезапных скачков  

• Переход от одного этапа к следующему происходит естественно  

Второе качество

• Ученики не нарушают наставления Будды, даже ценой жизни  

• Стабильность и постоянство в духовной жизни  

Третье качество

• Изгнание из общины тех, кто не ведёт подлинную духовную жизнь  

• Не может быть номинальных членов сангхи  

Четвёртое качество

• Потеря прежних имён и кланов при переходе к бездомной жизни  

• Люди становятся "отшельниками, сынами Сакьев"  

Развитие индивидуальности в духовной общине

• В духовной общине человек теряет национальную идентичность и становится подлинным индивидуумом.  

• Будда сравнивает это с системой каст в Индии, где человек теряет своё место в кастовой системе, становясь саманом.  

Вкус свободы в учении Будды

• Будда описывает восемь качеств Дхамма-Виная, сравнивая их с океаном.  

• Пятое качество: Ниббана неизменна, несмотря на освобождение учеников.  

• Шестое качество: Дхамма-Виная имеет вкус свободы.  

• Седьмое качество: Дхамма-Виная полна духовных сокровищ.  

• Восьмое качество: Дхамма-Виная населена могучими существами.  

Странность и чудестность Дхамма-Виная

• Будда жил вдали от океана, и океан казался ему чужим.  

• Дхамма-Виная кажется странной и незнакомой, так как она связана с запредельным и трансцендентным.  

• Будда и его учение кажутся странными, так как они пришли из другого мира.  

Чудесная природа Дхамма-Виная

• Океан чудесен из-за своей обширности и движения.  

• Дхамма-Виная полна жизни и движения, постоянно приспосабливается к нуждам живых существ.  

• Духовное общение и медитация кажутся чудесными, если воспринимать их как нечто живое и яркое.  

Свобода на духовном пути

• Сангхаракшита рассматривает свободу в контексте духовной жизни.  

• Свобода в духовной жизни отличается от гражданской или политической свободы.  

• Ученики Будды радуются, видя качества Дхамма-Виная вновь и вновь, находя в них что-то новое и интересное. 

Разные мнения о свободе в России

• Некоторые считают свободу в материальных благах  

• Другие видят свободу в независимости от семьи  

• Третьи считают свободу в освобождении от общепринятых правил  

Свобода в Дхамма-Виная

• Будда использует выражение vimutti-rasa, что переводится как вкус свободы  

• Свобода занимает высокое место в схеме духовного развития  

Путь по спирали

• Двенадцать стадий духовного пути, каждая из которых является продолжением предыдущей  

• Свобода (вимукти) — предпоследняя стадия, ведущая к Просветлению  

Четыре рупа дхьяны

• Восторг, покой, блаженство и самадхи — четыре стадии, представляющие высшее состояние ума  

• Переход от самадхи к "знанию-видению вещей такими, как они есть" — глубокое изменение  

Три оковы в буддизме

• Первая окова — саткая-дристи, фиксированное представление о собственном Я  

• Вторая окова — привязанность к нижним сферам существования  

• Третья окова — привязанность к группе, восприятие себя через других людей  

Анатта и новый человек

• Анатта означает "не-я", возможность постоянно реализовывать новую самость  

• Новый человек действует творчески, не следуя старым шаблонам и привычкам  

• Другие люди мешают процессу становления новым человеком, воспринимая нас по-старому  

Подлинная личность и член группы

• Будда покинул дом и стал отшельником, оставив социальное положение.  

• Подлинный индивидуум характеризуется пятью качествами: осознанность, восприимчивость, ответственность, креативность, непопулярность.  

• Подлинный индивидуум и группа часто движутся в разных направлениях.  

Оковы и их преодоление

• Первая окова: саткая-дристи, фиксированное представление о себе.  

• Вторая окова: вичикитса, отрицательный скептицизм, сомнение во всём, что противоречит собственным взглядам.

• Третья окова: шилаврата-парамарша, привязанность к обрядам и моральным правилам.  

Психологические аспекты оков

• Вичикитса переводится как смутность, неясность.  

• Шилаврата-парамарша переводится как поверхностность, отсутствие тщательности в действиях.  

• Поверхностность возникает из-за разделения сознательного и подсознательного, рационального и эмоционального. 

Прорыв оков

• Прорыв оков требует действия единым человеком, с единой волей.  

• Сангхаракшита подчёркивает важность интеграции на психологическом уровне через медитацию.  

• Оковы нужно разрывать все вместе, как три способа посмотреть на одно духовное переживание.  

Три оковы и их преодоление

• Три оковы: страстное желание, ненависть и неведение.  

• Оковы можно ослабить и разорвать через творческое действие, ясное мышление и коммитмент.  

Путь по спирали

• Путь по спирали — это путь от сансары к нирване.  

• Состоит из двенадцати стадий, каждая из которых зависит от предыдущей.  

• Движение по пути происходит по закону прогрессивной обусловленности.  

Циклическая и прогрессивная обусловленность

• Циклическая обусловленность: процесс действия противоположных факторов без прогресса.  

• Прогрессивная обусловленность: взаимодействие факторов, усиливающих друг друга, с постоянным развитием. 

Разрыв между ощущением и страстным желанием

• Седьмое звено: ощущение, которое может быть приятным, неприятным или нейтральным.  

• Восьмое звено: страстное желание, ненависть или заблуждение.  

• Важно оставаться в разрыве между ощущением и страстным желанием.  

Духкха, шраддха и радость

• Духкха: неудовлетворенность, которая всегда присутствует в жизни.  

• Шраддха: вера, доверие, эмоциональный отклик на запредельное.  

• Радость: одна из положительных эмоций, развиваемая через практики поклонения.  

Путь по спирали и Колесо Жизни

• Путь по спирали начинается с духкхи (неудовлетворенности) и заканчивается самадхи (сосредоточением).  

• Колесо Жизни состоит из стадий, которые мы переживаем в процессе духовной эволюции.  

Переход из колеса в спираль

• Если мы реагируем жаждой, колесо жизни продолжается.  

• Если мы осознаем духкху, возникает шраддха.  

Шраддха и её значение

• Шраддха появляется, когда мы принимаем повседневные переживания с точки зрения обусловленности.  

• Шраддха ведет к радости, которая помогает нам стать более спокойными и дружелюбными.  

Восторг, покой, блаженство и сосредоточение

• Под влиянием радости возникает прити (восторг), который затем переходит в прашрабдхи (покой).  

• Прашрабдхи ведет к сукхе (блаженству), где все эмоциональные энергии текут в одном направлении.  

• Под влиянием блаженства возникает самадхи (сосредоточение), где все энергии едины.  

Подготовка к медитации

• Медитирующему необходимо осознание духкхи, шраддхи, радости, восторга, покоя, сукхи и самадхи.  

• Важно соблюдать нравственность, достаточно спать, есть здоровую пищу и избегать алкоголя и наркотиков.  

Запредельный путь

• Под влиянием самадхи возникает "знание-видение вещей такими, как они есть".  

• Переход от мирского пути к запредельному совершается через преодоление трех оков: привычки, смутности и поверхностности.

Коммитмент и просветление

• Коммитмент означает посвящение и решительность.  

• Преодоление трёх оков ведёт к нирване.  

• Просветление неизбежно.  

Этапы духовного пути

• Радость ведёт к восторгу, который затем переходит в покой и блаженство.  

• Отстранение (нирведа) приходит под влиянием знания-видения вещей.  

• Бесстрастие (вайрагья) возникает под влиянием отстранения.  

• Свобода (вимукти) приходит под влиянием бесстрастия.  

• Знание о разрушенности ашрав (ашраваксаяджяна) приходит под влиянием свободы.  

Вкус свободы

• Вкус свободы — это субъективная и объективная свобода от искажений и неверных воззрений.  

• Будда говорил о вкусе свободы, сравнивая его с солёным вкусом океана.  

• Сангхаракшита подчёркивал, что каждая часть Дхамма-Виная должна иметь вкус свободы.  

Дхамма-Виная и свобода

• Дхамма-Виная — это спонтанная последовательность запредельных духовных состояний.  

• Свобода — основная характеристика Дхамма-Виная.  

• Отсутствие свободы делает учение не частью Дхамма-Виная.  

Образ дакини

• Дакини — это фигура, символизирующая свободу.  

• Она свободна лететь в любом направлении и наслаждаться вкусом свободы.