Печать

Как говорит Сангхаракшита, принятие Прибежища в Трех Драгоценностях не есть что-то, что совершается лишь однажды. Это не событие, но направление. Буддийская практика ведет к более и более глубокому принятию Прибежища. Соответственно Сангхаракшита говорит о различных уровнях принятия Прибежища. Какая бы стадия ни была достигнута, следующий шаг всегда заключается в изменении действий, мыслей и ценностей от словесного выражения к их воплощению в Будде, Дхарме и Сангхе.

Во многих буддийских культурах сангха состоит из монахов и монахинь, которых можно рассматривать как «настоящих» буддистов «на полную ставку», а люди, ведущие мирской образ жизни, считаются его сторонниками. В некоторых странах роль мирской части заключается просто в служении монахам. Однако все буддисты встречаются с одними и теми же духовными и экзистенциальными проблемами: страданием и смертью, фактом существования последствий своих действий и необходимостью трансформации своего ума. Поэтому все буддисты, будь они монахи или миряне, в определенной степени принимают Прибежище и стремятся сделать это более полно.

Сангхаракшита подчеркивает, что принятие Прибежища в Трех Драгоценностях имеет первостепенное значение в жизни каждого буддиста. То, как это будет выражаться в жизни конкретного человека, может кардинально отличаться. Как он говорит, первично обязательство, образ жизни вторичен.

По этой причине Буддийский Орден Триратна не основывался ни как чисто монашеское, ни как чисто мирское движение. Члены Общины живут по-разному: у некоторых есть семьи, некоторые живут совместно (то есть разделяют жильё и повседневную жизнь), другие ведут монашеский образ жизни в миру (анагирики). Но у них нет различий в статусе, просто существует различный подход к практике. Буддийская Община Триратна - это единая сангха: он включает мужчин и женщин, людей разных стран и культур, практиков, ведущих совершенно различный образ жизни. Буддийская Община Триратна финансово независим от мира: он не полагается на поддержку местного мирского населения.

Тем не менее Сангхаракшита не считает, что все стили жизни равноценны для духовной практики. Сам он придерживается брахмачарьи – простой целомудренной жизни, основанной на отречении от собственности, желаний и сексуальной активности – идеала, к которому должны активно стремиться все буддисты. Однако он отстаивает мнение, что люди должны углублять свою мудрость и сострадание в любых обстоятельствах, и не всегда легко предугадать, какие условия дадут наибольшие возможности для духовного роста.