Печать

Буддизм не обоснуется прочно на Западе до тех пор, пока не научится говорить на языке западной культуры.

Сангхаракшита.

Сангхаракшита попытался провести границу между теми элементами азиатского буддизма, которые являются фундаментальными и универсальными, и теми, которые связаны с конкретным регионом. Однако это не означает, что культурные особенности не имеют значения. Буддизм – не абстрактная философия, он обращается равным образом к сердцу, и к интеллекту, предлагая основу для нового понимания мира и даже для создания новой мифологии. Сангхаракшита верит, что западные буддисты нуждаются в создании новой буддийской культуры, которая была бы чисто буддийской, но говорила на языке Запада.

Это довольно дерзкое заявление, так как и западная культура, и буддизм обширны и в высшей степени разнообразны. И все же он высказывает идею, что ключом к использованию их обоих как аспектов буддийского пути является воображение. Это означает восприятие жизни в ее целостности, в единстве разума и эмоций, через образы и метафоры – как в случае искусства. Воображение – способность, которую можно развивать и утончать, и этот процесс можно связать с традиционными буддийскими принципами веры и мудрости - опытом, выходящим далеко за пределы мышления и чувств.

Искусство в Буддийской Общины Триратна

Искусство высоко ценится в Буддийской Общины Триратна как важная возможность для использования эмоций в духовной жизни и создания связей между традиционным буддизмом и западной культурой. Буддийская перспектива дает позицию для постоянной критики западного искусства. В то же время некоторые величайшие западные художники, поэты и писатели достигли откровений, к которым ведут высшие уровни буддийской практики.

В Буддийской Общины Триратна практикуют многие художники, музыканты, писатели. Некоторые создают традиционные буддийские изображения, которые постепенно становятся более западными по внешнему виду и «ощущению», другие работают в русле западных традиций. В результате за последние годы появилось несколько пьес и музыкальных работ, проводятся ретриты, посвященные искусству, созданы два буддийских центра искусств.

Лондонский буддийский центр искусств в Западном Лондоне предоставляет студии для буддийских художников и скульпторов, помещения для выступлений и дает возможность не только буддистам, но и людям, живущим по соседству, углубить свое понимание искусства. «Центр эволюции, искусств и естественного здоровья», расположенный в Брайтоне, организует многочисленные семинары по искусству и другие мероприятия. Журнал «Urthona» посвящен исследованию искусства с буддийской перспективы. В Индии участники проекта «Асвагоша» знакомят с Дхармой жителей деревень, давая уличные представления и рассказывая буддийские истории.

Для дальнейшего чтения: «Смысл буддизма и ценность искусства» Сангхаракшиты.