Первостепенное значение принятия Прибежища

Основная цель буддизма – Просветление на благо всех живых существ. Традиционно буддисты выражают свою преданность пути с помощью принятия Прибежища в Будде, его учении (Дхарме) и духовной общине (Сангхе). Будда является объектом Прибежища не потому, что он поможет бежать от жизни и ее трудностей, но потому, что его пример и Учение являются надежным Прибежищем. Они освобождают нас от привязанностей к «фальшивым прибежищам» - тем мирским вещам, в которых мы ищем счастья и безопасности, но которые не способны дать нам это. Стремясь к Просветлению, буддисты выполняют практики, составляющие путь Будды, и пытаются понять учения, выражающие мудрость Будды. Они (практики и учения)известны как Дхарма, поэтому буддисты принимают Прибежище и в Дхарме.

Если мы хотим практиковать Дхарму, мы нуждаемся в примере тех, которые шли по этому пути до нас, нуждаемся в руководстве личных учителей, которые мудрее и более опытны, чем мы сами, нуждаемся в друзьях-практикующих. Собранные воедино, эти люди (живые и ушедшие) носят название Сангхи, или духовной общины, и буддисты также принимают Прибежище в Сангхе. Таким образом, главный, определяющий шаг для буддиста – принятие Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе, или, как их называют, Трех Драгоценностях. Совершая это, человек становится буддистом, и каждый день миллионы буддистов по всему миру повторяют слова Прибежища, обязуясь следовать этим идеалам.

Несмотря на то, что это учение является общим и крайне важным для буддийской традиции в целом, оно не гарантирует, что на самом деле все буддисты делают Три Драгоценности ключевым моментом в своей жизни и практике. Вокруг пути Просветления, которому учил Будда, развилось огромное многообразие религиозных форм, организаций и культурных обычаев. Хотя они и могут являться способами, с помощью которых человек может следовать пути Будды, Сангхаракшита высказывает предположение, что иногда все эти формы сами становятся целями. На самом же деле важно внутреннее обязательство.

Задача буддистов сегодня – найти те элементы в буддийской традиции, которые действительно способствуют принятию Прибежища, и использовать их на практике в своей жизни. Это задача, которую Сангхаракшита поставил перед самим собой в своем исследовании буддийской традиции. Он считает принятие Прибежища объединяющим фактором для буддистов всех школ. На самом деле, это и есть то, что делает человека буддистом.